Меню

Партнеры по приключениям

Редкие места и моменты

Проект «Энергия-Буран». Заброшки Байконура.

Пеший поход 40 км по степи к заброшенным ангарам с Буранами и макету РН Энергия.

Датамайнинг  + 38 фотографий под катом.

2. Космодром Байконур — огромен и отлично просматривается в гуглмэпс. Поймали такси, доехали до нужной точки на трассе и пошли в степь. Вышли в 17-30 и запрыгнули в ангар с рассветом.

3. По моим #Suunto9 получилось 37,6 км, после выключил батарейку из экономии и еще около пятерки нагулял вокруг ангаров с Буранами.

4.   Идти не сложно, но очень уж долго. Закатные краски в степи — впечатление на остаток жизни, совершенно точно.

5. В казахской степи задорно, красиво и холодно. Немного напрягали тяжелые рюкзаки — вода, еда, фототехника, всего около 15 килограмм за спиной, но в целом терпимо и стоит того.

6. Уже с рассветом добрались до ангара СДИ.  Спать приходится на холодном бетоне, что ж поделаешь, издержки интересных мест.

7.  12 мая 2002 произошло обрушение кровли в трёх пролётах монтажно-испытательного корпуса (МИК) на площадке 112 космодрома «Байконур». В результате обвала крыши погибли 8 строителей, находившихся там и производивших её ремонт, а также были полностью разрушены единственный летавший в космос космический корабль «Буран», и отдельные блоки РH «Энергия». Последнего погибшего нашли в 2007м. Вот на это здание мы сейчас и смотрим.

У стены здания видно два «кузнечика», ниже один из них.

8. Транспортировка ракеты производилась при помощи транспортно-установочных агрегатов, в народе именуемых «кузнечики». Агрегаты не только обеспечивали перевозку ракет, но и их горизонтальную установку на испытательный стенд и стартовую площадку.

9. СДИ — стенд динамических испытаний, построен для вибрационных испытаний РН «Энергия» и корабля «Буран» в вертикальном положении. Сейчас внутри установлен макет ракеты-носителя «Энергия М».

10. Верхние этажи комплекса. Под крышей летают голуби, как в старом католическом соборе.

11. 170-метровый ангар является самым высоким зданием на Байконуре. Если смотреть старты нелегально — это лучшее место. Тут наконец-то ловит сотовая связь. Приходилось несколько раз подниматься, чтобы отправить работу.

12. Панорама из 4х вертикальных кадров. Макет ракеты огромен, и не помещается в 16мм обьектива, а настоящая Энергия была еще больше. Ракета предназначена для вывода на околоземную орбиту космический кораблей или последующего старта с нее на другие, например, лунную или даже межпланетную орбиты. Макет стоит в ангаре с 1991 года.

13. Монтажно-заправочный комплекс, наша остановочка. Несущие конструкции из особой стали, способны выдержать взрыв РН на ближайшей стартовой площадке. А может, и прямое попадание бомбы, кто знает.

14. В настоящее время внутри МЗК находится один настоящий летный экземпляр «Буря» (на фото) и один технологический макет ОК-МТ, внутри и снаружи он выглядит как настоящий корабль, но с небольшими отличиям. И тот и другой не в самом лучшем состоянии.

15. «Буран» полетел лишь однажды, в 1988м, ну вы и сами все знаете…

За период программы «Буран» было изготовлено пять летных изделий и около десятка макетов. Давайте разберемся! Изделие 1.01 «Буран» — совершил первый полет в автоматическом режиме, находился в МИКе-112 в момент обрушения крыши, полностью уничтожен.

Изделие 1.02 «Буря» — корабль должен был совершить второй полет в автоматическом режиме со стыковкой со станцией «Мир». Он на этом фото и в данный момент Павел поднимается по шаткой лестнице во внутренние отсеки. Да, мы были внутри.

16. В  макет «Бури» также можно свободно попасть в музее космодрома Байоконур (вторая площадка), с красным ковриком и перилами, что совсем не так интересно.

17. Изделие 2.01 «Байкал» — был готов на 50%, находился в Тушинском машиностроительном, далее перевезен в Жуковский. Корабль должен был стать первым пилотируемым в программе. Продолжительность полёта третьего лётного экземпляра должна была составить сутки. Этот полёт считался испытательным, а экипаж должен был состоять лишь из двух космонавтов. Корабль должен был быть оборудован системой жизнеобеспечения и двумя катапультируемыми креслами.


(с) Wiki

18. Он же с другой стороны.

(с) Wiki

19. Изделие 2.02 — был готов на 20%, разобран в Тушино.

Изделие 2.03 — задел уничтожен в цехах Тушино.

А теперь давайте посчитаем. Всего 5 летных экземпляров — трех уже нет, один на Байконуре («Буря», изделие 1.02, в котором мы были) и  один половинчатый  в Жуковском. Выходит, Павел сидит в кабине единственного хорошо сохранившегося летного экземпляра.

20. Термозащита — пористая кварцевая структура, на ощупь мягкая, продавливается пальцами, это стало открытием поездки. Плитку во всю растаскивают на сувениры, везде где можно дотянуться рукой или приставить лестницу — зияют пиксели. Состояние «Бури» (изделие 1.02) зафиксировано на 24 апреля 2019 года.

21. «Буря» с другой стороны. Состояние зафиксировано на 24 апреля 2019г. Обратите внимание на переднюю опору, там расположился бесплатный сувенирный магазин.

22. С судьбами макетов чуть сложнее. После закрытия программы они разлетелись по балансам различных НИИ и производственных комплексов.

Самый известный, макет 0.02, успел побывать на МАКСе. Он имел 4 двигателя и мог взлетать с обычного аэродрома. Использовался для прохождения летных испытаний в атмосфере. В 1999м передан в лизинг для показа на Олимпийских играх в Сиднее, позднее — сингапурской компании, которая отвезла его в Бахрейн. С 2008г продан как экспонат за 10 млн долларов в частный музей техники в Шпайере.

23. Макет ОК-МЛ-1 (изделие 0.01) использовался для отработки транспортировки. До 2014г был установлен на Пушкинской набережной, а после перемещен на территорию ВДНХ.

24. Макет ОК-КС (изделие 0.03) — полноразмерный стенд, использовался для отработки траспортировки, работы ПО, электро-радио испытаний. До 2012г стоял в Королеве, в данный момент находится в образовательном центре «Сириус», г. Сочи, вдохновляет молодых ребят.

25. Макет ОК-МЛ1 (изделие 0.04) применялся для габаритных и весовых испытаний, находится в музее космодрома Байконур. Тот самый, с ковровой дорожкой.

26. И, наконец, тот самый ОК-МТ (Орбитальный корабль-Макет Технологический, изделие 0.15). Вот он.

27. Он использовался для отработки предстартовых операций. Эту фразу все друг у друга копипастят (sic!), но никто не поясняет, о чем речь. Так вот, имеются в виду процессы заправки корабля, стыковочные операции с РН «Энергия» и габаритные испытания. В настоящее время макет находится на площадке 112а космодрома Байконур, где и сделано это фото.

Еще он хорош тем, что ему можно почесать нос. 24го апреля носовой люк был закрыт. На фотографиях из инстаграма от 7 мая — уже открыт и внутрь ходили.

28.  «…к ним отношение как к живым, как-будто их здесь заперли и они ждут своей участи…»

29. Внутри ангар давно превратился в Silent Hill. Зияют дыры, открыты двери.  Трудно поверить, что при работе комплекса, внутри поддерживалось повышенное давление во избежание попадания пыли и все двери были герметичными!

30.   Для понимания масштабов.
31. «Пыльная» «Буря». Еще я никогда не пойму, как и зачем можно расколотить четырехслойное стекло, выдерживающее вход в атмосферу. Натуральные сволочи.

32. Макет ОК-МТ и «Буря» на дальнем плане. Чтобы не запутаться — у «Бури» настоящая термозащита, установлены сопла маневровых и маршевых двигателей. У ОК-МТ имитация термозащиты, более крупные плитки обшивки, заглушки там, где должны быть сопла двигателей.

33. Лучший вид на ангар открывается с верхних этажей.

34. МЗК в рабочем состоянии. Что, вздрогнули?

35. Сегодня все прогнило и проржавело. Идешь по решетке боковой лестницы, а уставший металл прогибается под весом тела. Под ногами метров 50 высоты.

36. The Stalkers

37. Бонус-уровень для тех, кто долистал до конца. Стартовая площадка и первый ноябрьский снег.

38. Первый и единственный полет в автоматическом режиме. Приземление «Бурана» на аэропорт Юбилейный, он тут рядом.

39. Тоскливо.

Исторические фотографии взяты из Wiki и Buran.ru.

Take care!

Комментарии

Sergey Sivash:

молодцы что сходили Жаль что все так плачевно‍♂️

admin:

Оказалось очень дорого) При этом я совершенно не понимаю, неужели до ее начала было не понятно, что будет дорого?)

Джеди на велосипеде:

Очень круто! Достойный опыт и отличный пост

admin:

Змей кстати там дофига. И на любой вкус — Эфа, Гадюка, Щитомордник. Когда кусает первая — шансов мало, но их почти переловили браконьеры) А щитомордник это classic, кусает, потом в этом месте 4 дня идет кровь (внутренне), потом встаешь и идешь дальше)))

Джеди на велосипеде:

Тебя кусала?

admin:

Их в апреле нет еще, спят под землей в норах. А уже в мае выползают и эт самое, аккуратно нужно))

Джеди на велосипеде:

То есть даже ни одной не видел?

admin:

Неа, но в отчетах других ребят встречал кто шел летом. Часто выползают погреться утром ну и ночью само собой. Короче такое себе, мало того что нихрена не видно суслячьи норы, можно легко ногу поломать, так еще и о змеях думать) ну такое себе, как говорят современники.

Добавить комментарий