Пеший поход 40 км по степи к заброшенным ангарам с Буранами и макету РН Энергия.
Датамайнинг + 38 фотографий под катом.
2. Космодром Байконур — огромен и отлично просматривается в гуглмэпс. Поймали такси, доехали до нужной точки на трассе и пошли в степь. Вышли в 17-30 и запрыгнули в ангар с рассветом.
3. По моим #Suunto9 получилось 37,6 км, после выключил батарейку из экономии и еще около пятерки нагулял вокруг ангаров с Буранами.
4. Идти не сложно, но очень уж долго. Закатные краски в степи — впечатление на остаток жизни, совершенно точно.
5. В казахской степи задорно, красиво и холодно. Немного напрягали тяжелые рюкзаки — вода, еда, фототехника, всего около 15 килограмм за спиной, но в целом терпимо и стоит того.
6. Уже с рассветом добрались до ангара СДИ. Спать приходится на холодном бетоне, что ж поделаешь, издержки интересных мест.
7. 12 мая 2002 произошло обрушение кровли в трёх пролётах монтажно-испытательного корпуса (МИК) на площадке 112 космодрома «Байконур». В результате обвала крыши погибли 8 строителей, находившихся там и производивших её ремонт, а также были полностью разрушены единственный летавший в космос космический корабль «Буран», и отдельные блоки РH «Энергия». Последнего погибшего нашли в 2007м. Вот на это здание мы сейчас и смотрим.
У стены здания видно два «кузнечика», ниже один из них.
8. Транспортировка ракеты производилась при помощи транспортно-установочных агрегатов, в народе именуемых «кузнечики». Агрегаты не только обеспечивали перевозку ракет, но и их горизонтальную установку на испытательный стенд и стартовую площадку.
9. СДИ — стенд динамических испытаний, построен для вибрационных испытаний РН «Энергия» и корабля «Буран» в вертикальном положении. Сейчас внутри установлен макет ракеты-носителя «Энергия М».
10. Верхние этажи комплекса. Под крышей летают голуби, как в старом католическом соборе.
11. 170-метровый ангар является самым высоким зданием на Байконуре. Если смотреть старты нелегально — это лучшее место. Тут наконец-то ловит сотовая связь. Приходилось несколько раз подниматься, чтобы отправить работу.
12. Панорама из 4х вертикальных кадров. Макет ракеты огромен, и не помещается в 16мм обьектива, а настоящая Энергия была еще больше. Ракета предназначена для вывода на околоземную орбиту космический кораблей или последующего старта с нее на другие, например, лунную или даже межпланетную орбиты. Макет стоит в ангаре с 1991 года.
13. Монтажно-заправочный комплекс, наша остановочка. Несущие конструкции из особой стали, способны выдержать взрыв РН на ближайшей стартовой площадке. А может, и прямое попадание бомбы, кто знает.
14. В настоящее время внутри МЗК находится один настоящий летный экземпляр «Буря» (на фото) и один технологический макет ОК-МТ, внутри и снаружи он выглядит как настоящий корабль, но с небольшими отличиям. И тот и другой не в самом лучшем состоянии.
15. «Буран» полетел лишь однажды, в 1988м, ну вы и сами все знаете…
За период программы «Буран» было изготовлено пять летных изделий и около десятка макетов. Давайте разберемся! Изделие 1.01 «Буран» — совершил первый полет в автоматическом режиме, находился в МИКе-112 в момент обрушения крыши, полностью уничтожен.
Изделие 1.02 «Буря» — корабль должен был совершить второй полет в автоматическом режиме со стыковкой со станцией «Мир». Он на этом фото и в данный момент Павел поднимается по шаткой лестнице во внутренние отсеки. Да, мы были внутри.
16. В макет «Бури» также можно свободно попасть в музее космодрома Байоконур (вторая площадка), с красным ковриком и перилами, что совсем не так интересно.
17. Изделие 2.01 «Байкал» — был готов на 50%, находился в Тушинском машиностроительном, далее перевезен в Жуковский. Корабль должен был стать первым пилотируемым в программе. Продолжительность полёта третьего лётного экземпляра должна была составить сутки. Этот полёт считался испытательным, а экипаж должен был состоять лишь из двух космонавтов. Корабль должен был быть оборудован системой жизнеобеспечения и двумя катапультируемыми креслами.
(с) Wiki
18. Он же с другой стороны.
(с) Wiki
19. Изделие 2.02 — был готов на 20%, разобран в Тушино.
Изделие 2.03 — задел уничтожен в цехах Тушино.
А теперь давайте посчитаем. Всего 5 летных экземпляров — трех уже нет, один на Байконуре («Буря», изделие 1.02, в котором мы были) и один половинчатый в Жуковском. Выходит, Павел сидит в кабине единственного хорошо сохранившегося летного экземпляра.
20. Термозащита — пористая кварцевая структура, на ощупь мягкая, продавливается пальцами, это стало открытием поездки. Плитку во всю растаскивают на сувениры, везде где можно дотянуться рукой или приставить лестницу — зияют пиксели. Состояние «Бури» (изделие 1.02) зафиксировано на 24 апреля 2019 года.
21. «Буря» с другой стороны. Состояние зафиксировано на 24 апреля 2019г. Обратите внимание на переднюю опору, там расположился бесплатный сувенирный магазин.
22. С судьбами макетов чуть сложнее. После закрытия программы они разлетелись по балансам различных НИИ и производственных комплексов.
Самый известный, макет 0.02, успел побывать на МАКСе. Он имел 4 двигателя и мог взлетать с обычного аэродрома. Использовался для прохождения летных испытаний в атмосфере. В 1999м передан в лизинг для показа на Олимпийских играх в Сиднее, позднее — сингапурской компании, которая отвезла его в Бахрейн. С 2008г продан как экспонат за 10 млн долларов в частный музей техники в Шпайере.
23. Макет ОК-МЛ-1 (изделие 0.01) использовался для отработки транспортировки. До 2014г был установлен на Пушкинской набережной, а после перемещен на территорию ВДНХ.
24. Макет ОК-КС (изделие 0.03) — полноразмерный стенд, использовался для отработки траспортировки, работы ПО, электро-радио испытаний. До 2012г стоял в Королеве, в данный момент находится в образовательном центре «Сириус», г. Сочи, вдохновляет молодых ребят.
25. Макет ОК-МЛ1 (изделие 0.04) применялся для габаритных и весовых испытаний, находится в музее космодрома Байконур. Тот самый, с ковровой дорожкой.
26. И, наконец, тот самый ОК-МТ (Орбитальный корабль-Макет Технологический, изделие 0.15). Вот он.
27. Он использовался для отработки предстартовых операций. Эту фразу все друг у друга копипастят (sic!), но никто не поясняет, о чем речь. Так вот, имеются в виду процессы заправки корабля, стыковочные операции с РН «Энергия» и габаритные испытания. В настоящее время макет находится на площадке 112а космодрома Байконур, где и сделано это фото.
Еще он хорош тем, что ему можно почесать нос. 24го апреля носовой люк был закрыт. На фотографиях из инстаграма от 7 мая — уже открыт и внутрь ходили.
28. «…к ним отношение как к живым, как-будто их здесь заперли и они ждут своей участи…»
29. Внутри ангар давно превратился в Silent Hill. Зияют дыры, открыты двери. Трудно поверить, что при работе комплекса, внутри поддерживалось повышенное давление во избежание попадания пыли и все двери были герметичными!
30. Для понимания масштабов.
31. «Пыльная» «Буря». Еще я никогда не пойму, как и зачем можно расколотить четырехслойное стекло, выдерживающее вход в атмосферу. Натуральные сволочи.
32. Макет ОК-МТ и «Буря» на дальнем плане. Чтобы не запутаться — у «Бури» настоящая термозащита, установлены сопла маневровых и маршевых двигателей. У ОК-МТ имитация термозащиты, более крупные плитки обшивки, заглушки там, где должны быть сопла двигателей.
33. Лучший вид на ангар открывается с верхних этажей.
34. МЗК в рабочем состоянии. Что, вздрогнули?
35. Сегодня все прогнило и проржавело. Идешь по решетке боковой лестницы, а уставший металл прогибается под весом тела. Под ногами метров 50 высоты.
36. The Stalkers
37. Бонус-уровень для тех, кто долистал до конца. Стартовая площадка и первый ноябрьский снег.
38. Первый и единственный полет в автоматическом режиме. Приземление «Бурана» на аэропорт Юбилейный, он тут рядом.
39. Тоскливо.
Исторические фотографии взяты из Wiki и Buran.ru.
Take care!
Комментарии
молодцы что сходили Жаль что все так плачевно♂️
Оказалось очень дорого) При этом я совершенно не понимаю, неужели до ее начала было не понятно, что будет дорого?)
Гонка космическая… с США. А его надо было выиграть.
Очень круто! Достойный опыт и отличный пост
Змей кстати там дофига. И на любой вкус — Эфа, Гадюка, Щитомордник. Когда кусает первая — шансов мало, но их почти переловили браконьеры) А щитомордник это classic, кусает, потом в этом месте 4 дня идет кровь (внутренне), потом встаешь и идешь дальше)))
Тебя кусала?
Их в апреле нет еще, спят под землей в норах. А уже в мае выползают и эт самое, аккуратно нужно))
То есть даже ни одной не видел?
Неа, но в отчетах других ребят встречал кто шел летом. Часто выползают погреться утром ну и ночью само собой. Короче такое себе, мало того что нихрена не видно суслячьи норы, можно легко ногу поломать, так еще и о змеях думать) ну такое себе, как говорят современники.
Спасибо дружище! Жаль, что есть скоты портящие память!
Вэлкам, вообще да, мусора много, бычков, дошика. Чего бы взять и с собой не забрать, раз принесли?(
Что за великая цивилизация оставила такие артефакты? И куда она исчезла? ….. Ахда вспомнил… их предали
Как здорово бы выглядел, на одной из высоких опор стартовой площадки, подвешаный за левую ногу «меченый», надеюсь кто нибудь его туда затащит
Горбачев Горбачевым, а растаскивали тут все уже при нынешних( Вы работали на космодроме?
Хорошо когда есть на кого свалить вину
Спасибо за подробности, очень интересное и грустное зрелище
К ним отношение как к живым, когда сверху смотришь. Как-будто заперли в клетке, чушь конечно, но настроение было именно такое.
Классно все-таки, память хоть какая-то…
Интересно, почему их не покупают иностранные музеи? Или РФ не разрешает?
а трек пути можно увидеть?
Есть, обычная прямая с трассы до ангара, ангары есть в гугле — МЗК, СДИ
У Бури стёкла побили, а у макета нет, странно.
Мне непонятен этот мир.
Глядя на всё это, складывается ощущение. что человеческий труд ни только не ценится, а кем-то даже ненавистен.
На Ютубе писал очевидец, какой-то хрен припер по степи в ангар настоящую гирю и бросал ее на Бурю на веревке. Гиря била стекла.
Молодцы ребята, там у вас на 17 минуте видео перечень документации , где все строки с 11ф35 начинаются , ну и вообще вы там в руинах тех библиотеки находились. На других видео на YouTube больше видно остатков стеллажей с формулярами . 11ф35 это и есть Буран, а 11к25 Энергия. Это еще помню из армии 🙂 А почему помню ? Потому что год в такой библиотеке работал, с лета 87 по лето 88 года, только не в этой конечно , не в МЗК которая, а в той которая основная была , в нескольких километрах на 113 площадке в здании 6го управления. А вот запуск не видел, потому, что в бомбоубежище на 113 сидел, а «птичка» неподалеку садилась. Но у вас самое подробное видео из МЗК. Молодцы!
Спасибо. Ценно. Я когда опубликовал, по всей стране начали писать люди, из тех, кто участвовал. От стройки до проектирования и так далее. Это было неожиданно, но люди благодарили за воспоминания и за то, что показал реальное положение дел там. А потом на ютубе начался обычный политсрач.
Поэтому и не стал на YouTube комментарий оставлять . Если вдруг будет интересно, есть вот такой форум
http://www.slusili-baikonuru.ru/
Довольно много информации, но людей там уже не так много общается сейчас. Пик общения там прошел лет 10 назад наверно, но почитать есть что.
Эх, если бы в армию на Байконур в свое время брали бы недельки на 2, ну ладно, пусть на месяц, а потом домой, тогда вообще лучшие воспоминания в жизни были бы 🙂
Соглашусь, места красивейшие!
Спасибо, изучу вопрос